Арт-терапия для детей

Арт-терапия для детей

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Использование арт-терапевтических методик успешно проходит при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Высвобожденные внутренние переживания и чувства находят свое выражение в творческих работах, улучшая общее состояние и приводя в равновесие душевный мир ребенка.

В ходе терапии характер работы, как правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными, гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности терапии. Можно выделить следующие задачи арт-терапевтических занятий:
● Создание положительного эмоционального настроя.
● Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма.
● коррекция страхов, снятие блоков, внутренних зажимов.
● Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.
● Проработка мыслей и эмоций, которые по каким-либо причинам подавляются в повседневной жизни.
● Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме.
● Развитие чувства внутреннего контроля.

Арт-терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве. Развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением. Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции.

Методы арт-терапии успешно применяются с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные проблемы, нарушения физического развития, соматические заболевания. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-терапию. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу. Арт-терапевтические занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю, длительностью от 30 минут и более, в зависимости от возраста ребенка и сложности запроса. Курс занятий обычно от 4–8 до 12 недель.