Логопед для взрослых

Логопед для взрослых

Исправление нарушений звукопроизношения является актуальной в любом возрасте. Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков в детском возрасте могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают.

Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы исправить недостатки звукопроизношения, необходимо, прежде всего: укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, развить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

Работа по исправлению недостатков звукопроизношения у взрослых, проходит на индивидуальных логопедических занятиях, которые включают в себя: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие речевого дыхания, постановку и закрепление звуков, при необходимости применяется логопедический массаж и т.д.

Логопед для взрослых работает по четырем основным направлениям:

1. Укрепление мышц языка. Язык принимает самое непосредственное участие при образовании звуков и отчетливой речи, поэтому его мышцы необходимо постоянно развивать для улучшения подвижности. Для этого необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Специальные упражнения помогут правильно произносить слова со стечением согласных, быстро переключаться между различными типами звуков, четко регулировать все движения языка.

2. Постановка звуков. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того чтобы отработать произношение изолированного звука необходимо объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). Есть несколько способов постановки звука: первый способ – по подражанию, когда внимание взрослого фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения взрослым звука; второй способ – с механической помощью. Он используется, когда взрослому бывает недостаточно зрительного и слухового контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

3. Автоматизация звуков. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Здесь перед логопедом стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, фразы и в самостоятельную речь взрослого.

4. Правильное дыхание. Очень важно оптимально использовать возможности речевого дыхания. Для этого на занятиях выполняются специальные упражнения для развития речевого дыхания.

Занятия с логопедом должны быть регулярные. Упражнения на занятиях нужно выполнять с легкостью, без особого напряжения и тем более принуждения. Только при соблюдении этих условий можно добиться реальных успехов и стать обладателем красивой, четкой, правильной речи, которая не раз поможет в жизни.

Логопед для взрослых необходим так же, как и детский логопед, ведь лучше позже исправить ситуацию, чем так никогда и не предпринять попытку по устранению существующих дефектов речи.