И именно этот специалист расскажет вам, в чем особенности мозговой деятельности вашего ребенка, как работают его психические функции.
Нейропсихология - раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.
Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития и обучения ребёнка.
В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем и особенности в развитии.
● нарушения психомоторного развития( моторная неловкость, неуверенность, неуклюжесть);
● нарушения психической деятельности (сниженная функция памяти, внимания, восприятия, логики);
● эмоциональные нарушения(агрессия, капризы, неконтактность, неусидчивость, тревожность, ревность);
● нарушения сна и аппетита;
● проблемы общения, тревожность, общая напряженность;
● невротические реакции (заикание, логоневроз, запинки в речи, тошнота и рвота, тики, навязчивые движения );
● проблемы обучения в школе;
● медлительность при выполнении домашних заданий;
● трудности вхождения в новую деятельность;
● низкая работоспособность, быстрая утомляемость;
● несформированы пространственные представления и координациия(не понимает где лево, где право);
● невозможность самоконтроля, гиперактивность или медлительность;
● заторможенность;
● при письме или рисовании кусает губы, высовывает язык, поднимает плечи, двигает ногами;
● нарушения письма, чтения, счёта;
● отставание по школьным предметам и нежелание ходить в школу;
● левша или может рисовать, писать или держать ложку и в левой и в правой руке;
● пишет зеркально;
● меняет и пропускает буквы;
● переставляет части слов при письме;
● больше года занимается с логопедом безрезультатно;
● не может "связать двух слов", постоить высказывание, связный рассказ;
● не любит рисовать, не может скопировать самый примитивный рисунок;
● при расказывании сбивается, путается, перескакивает с одной мысли на другую;
● забывает, что хотел сказать;
● очень быстро утомляется;
● часто рассеян и не слышит ваших вопросов, "в одно ухо влетает, из другого вылетает";
● медлителен или слишком активен;
● получил родовую травму;
● имел сотрясение мозга или другую травму головы;
● получал общий наркоз;
● до трёх лет тяжело болел и принимал антибиотики;
● мало ползал;
● не может "высидеть" и пяти минут;
● не мржет сосредоточиться;
● имеет гипер или гипо тонус;
● задержкой речевого развития (ЗРР);
● общем недоразвитием речи (ОНР);
● задержкой психического развития (ЗПР);
● гиперактивностью и дефицитом внимания (СДВГ);
● минимальными мозговыми дисфункциями (ММД);
● умственной отсталостью (УО)
Нейропсихологические методы диагностики и коррекции являются эффективными и в работе с одарёнными детьми. Очень часто талантливые дети демонстрируют большие успехи в одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками, - например, в сфере межличностного общения.
Нейропсихолог проводит обследование ребенка и выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, а какие - более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности развития и обучения.
Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его интелектуальные возможности и перспективы, а при необходимости скорректировать их.
Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась "школьная неуспешность", которая отразится на всём процессе обучения.
Нейропсихолог на основании диагностики во время консультации, которая в обязательном порядке проходит после нейропсихологических тестов, дает родителям рекомендации, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в обучении, развитии или общении и прописывает индивидуальную программу нейропсихологической коррекции.
Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологической диагностики и предполагает соблюдение всех рекомендаций нейрокорректора и выполнение увлекательных, но обязательных и необходимых для закрепления, домашних заданий.