Система занятий, направленных на коррекцию нарушений всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической, прагматической.
Нарушения речи могут быть результатом различных неврологических проблем. Даже если сама проблема устраняется с помощью лечения, нарушения речи, как правило, не проходят сами собой. Мозг ребенка уже сформировал неправильные стереотипы, которые нужно изменить. Если этого вовремя не сделать, то речевые нарушения могут в дальнейшем вызвать серьезные проблемы с обучением в школе.
В зависимости от особенностей речевых нарушений ребенка логопед занимается:
● постановкой правильного речевого дыхания;
● постановкой правильного произношения звуков;
● профилактикой или коррекцией нарушений чтения и письма;
● формированием правильного грамматического строя речи;
● развитием фонематичекого слуха;
● расширением словарного запаса ребенка;
● развитием навыков использования речи в общении (прагматика речи).
Кому рекомендуется пройти консультацию логопеда?
Консультация логопеда необходима, если ребенок:
● в 1,5 года — вообще не использует в общении речь (даже отдельные слова);
● в 2 года - нет фразовой речи;
● с 3-х лет - нарушено произношение многих звуков, нарушения темпа речи (слишком быстрая речь или замедленная), заикание;
● с 4-х лет — нарушено произношение многих групп звуков, очень бедный словарный запас, ребенок использует в общении только короткие фразы, в речи много грамматических ошибок;
● с 7 лет — нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия).
Дислексия – это нарушение, связанное с обучением, для которого характерны проблемы с чтением. При дислексии ребенок испытывает сложности с опознаванием звуков речи и пониманием, как они связаны с буквами и словами. Дислексия возникает у детей с нормальным зрением и интеллектом, наличие этого симптома не говорит о том, что у ребенка есть умственная отсталость – это исключительно расстройство, связанное с чтением.
Дисграфия – это состояние, при которым затруднена письменнная речь. При дисграфии также интеллект соответствует норме. Дислексия и дисграфия очень часто возникают вместе.
Установлена наследственная предрасположенность к дислексии. Она связана с генами, контролирующими развитие определенных участков мозга. Особенность этих отделов нарушает способность превращать написанные слова и буквы в речь.
Помимо, генетического влияния есть и более четкие причины дислексии, которую важно определить. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, вызванная родовыми травмами, патологией беременности и инфекциями.
Есть и социальные факторы, которые способствуют дислексии: раннее начало или высокая скорость обучения, педагогическая запущенность, недостаток речевого общения. Дислексия и дисграфия у ребенка могут наблюдаться при таких состояниях как синдром дефицита внимания с гиперактивностью и задержка психического развития.
Дислексия становится очевидной, когда ребенок учится читать. Важно вовремя обратить внимание на ряд признаков, которые характерны для этого расстройства:
● Медленно читает, быстро утомляется от чтения;
● Пропускает целые слова или места при чтении;
● Переставляет или буквы и слоги в прочитанных словах;
● Придумывает конец слова;
● Не может понять только что прочитанное;
Существует оптическая дислексия, при которой ребенок путает графически сходные буквы (з-в, л-д). При оптической дислексии возможно также соскальзывание между строчками.
При дисграфии человек:
● Пропускает буквы в слове или добавляет к нему новые буквы;
● Путает написание графически и фонетически сходных букв (б-п, л-м);
● Пишет неправильные окончания или использует только определенные падежи;
● Заменяет заглавные буквы строчными и наоборот;
● Пропускает строчки или пишет их неровно;
● Вызывает сложности сам процесс письма, оно медленное, мучительное;
Чем раньше выявлена дислексия, тем быстрее удается скорректировать это отклонение и вывести на нормальный уровень чтение и письмо ребенка.
Дислалия – это нарушение звукопроизношения, не связанное с поражением органа слуха или головного мозга. Для дислалии характерны пропуск, замены, смешения и искажения звуков в речи. Дислалия у детей – очень распространенное речевое нарушение и встречается примерно у трети дошкольников. При дислалии нет нарушений интеллекта и восприятия услышанной речи. Хотя нарушения звукопроизношения в дальнейшем могут служить основой развития дислексии и дисграфии.
Причины дислалии могут быть самыми разнообразными. В классификации дислалии выделяют два ее вида: механическая и функциональная.
При механической дислалии нарушения зависят от физических причин:
● Аномалии развития языка, неба, губ или челюстей – например, короткая уздечка верхней губы, маленький язык или объемные малоподвижные губы;
● Изменения прикуса – верхниезубы при закрывании рта выступают вперед и закрывают собой нижний ряд зубов или наоборот, большие промежутки между соседними зубами;
● При функциональной дислалии отсутствует физическая основа для нарушений звукопроизношения;
● Подражание детей неверному произношению взрослых – наблюдается при сюсюкании родителями с ребенком, их торопливой, неразборчивой или диалектной речи;
● Неразвитый акустический слух – не различает на слух схожие звуки (б-п, д-т, р-л);
● Дефицит устной речи – если с ребенком мало общается, у него нет возможность правильно научиться говорить, так как нет примера для подражания;
Если дислалия связана с неверным распознаванием похожих звуков, то говорят о сенсорной дислалии.
Нередко родители не замечают дислалии у своего ребенка, так как они привыкли к его речи – полезным бывает прислушаться к замечаниям окружающих, если они «свежим слухом» находят особенности речи у вашего малыша. Дислалия может проявляться следующим образом:
● Исчезновение отдельных звуков при произнесении слов - полностью пропускает тот или иной звук в любой части слова;
● Искажение звуков – ребенок не выговаривает правильно звуки, например, измененное произношение звука «р», межзбуное произношение буквы «с»;
● Замена звука – ребенок может подменять звонкие звуки шипящими (ж-ш);
● Смешение звука – один звук ребенок то произносит, то заменят другим;
Если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношение, необходимо посетить логопеда. Специалист точно установит причину изменений и разработает программу коррекции дислалии для восстановления нормальной речи. Устранение (коррекция) дислалии в первую очередь направлено на причины, вызвавшие нарушение. В случае механической дислалии требуется коррекция анатомический дефектов речевого аппарата – такую терапию проводит стоматолог.
В нашем центре опытные логопеды проводят коррекцию звукопроизношения с комплексным использованием различных методик: логопедический массаж, ДЭНС-терапии, кинезиотерапии, гимнастики, игровые формы занятий для обучения правильной речи.